Checklarge.png Внимание: Эта страница актуальна и ее содержимое может быть использовано в игре.

Культура и общество Таяра

Материал из SS220 Sierra (Space Station 13)
Перейти к навигации Перейти к поиску

История таяра

В течение сотен лет Адомай одновременно объединялся и угнетался правящим классом, который в современном мире упоминается эпитетом «Рабовладельцы», хотя в свое время они именовались терминами, которые примерно переводились как «Надзиратели».

Надзиратели управляли тяжелой рукой. Говорить прежде, чем выскажется Надзиратель, было наказуемо жестоким избиением или смертью. Тем не менее, их единому фронту удалось принести беспрецедентное значение знаний… Для правящего класса. Более молодая, чем человечество, цивилизация, под разными кланами надзирателей до вмешательства человека, имела приблизительную технологическую базу уровня начала 21 века, но с оборудованием связи наравне с поздними 2000 годами, имея резон укрепить правительство надежными коммуникациями. Часть технологий, проектных данных, постов управления, используемых Рабовладельцами была уничтожена, часть — нет. Что-то уничтожалось надзирателями, что не хотели отдавать столь ценное простым таяра, часть была уничтожена силами восстания, вероятно, по ошибке. Не смотря на все развитие расы, большинство таяра были неграмотны.

За три четверти века до текущих событий, один из разведывательных кораблей ЭК, совершая очередной исследовательский вылет обнаружил, вероятно, исходящие от одной из систем радиоволны. Почти вся информация что могла передаваться была испорчена помехами, однако судя по всему причиной исходящих радиоволн была передача осмысленных данных. Спустя некоторое время источник радиоволн был вычислен и к нему была отправлена научная экспедиция. Источником оказалась ледяная планета. На ней были обнаружены признаки разумной жизни. В 2234 году все лингвистические проблемы были улажены. Был создан первый словарь, позволявший проводить общение между Таяра и Человечеством. Контакт был очень ограниченным, была сформирована комиссия, из крайне ограниченного числа экипажа корабля, которой было дозволено спуститься на поверхность. Все их действия были под строгим надзором Рабовладельцев, сам факт встречи оставался в тайне. Кроме крайне-малого числа надзирателей никто не знал о этом событии. Позднее комиссия вернулась с результатами на свой корабль, а оттуда — на Землю.

Вскоре после этого часть мегакорпораций оказались заинтересованы в Адомае: большая часть минерального, сельскохозяйственного и биологического богатства планеты оставалась неиспользованной. Однако, многие получили отказ по разным причинам. С частью были заключены договоры, на определённых условиях. Им не было позволено добывать самостоятельно, но им было позволено проводить торговые операции, большей частью представляющие собой бартер. Закупать то что им было нужно в обмен на технологии и редкое оборудование, также, оружие.

Благодаря притоку технологий, оборудования таяра, исследуя чужое, пытались создавать свои собственные аналоги: ретрансляторы, роботы, дроны, оборудование для работы в космосе. Таяра продолжали развитие в своей системе. Создавались первые колонии на соседних мирах, пускай и не пригодных для жизни. Шло активное изучение окружающего космоса, была обнаружена пригодная для жизни планета в соседней звездной системе. Туда же, как можно быстрее, была отправлена экспедиция надзирателей. Когда корабль прибыл в соседнюю систему он действительно обнаружил пригодную для жизни планету с азотно-кислородной атмосферой. Экосистема ещё не успела сформироваться, вся жизнь оставалась в океане, а на суше только-только появлялись леса. Все пробы с образцами были взяты, на орбите был оставлен навигационный буй, сообщающий о том, кому теперь принадлежит этот мир, а сам корабль вернулся на родину.

Тем временем на Адомае общий уровень жизни простых таяра поднялся, очень, очень медленно, но уровень грамотности городского населения начал повышаться, ведь требовалось все большее число квалифицированных специалистов, для работы с более технологичным оборудованием и в частности подготовки скорой колонизации соседней звездной системы. Общий уровень жизни таяра, живущих в городах, вырос до уровня жизни горожанина в середине 20, начала 21 века.

Начинались попытки установления псевдократии — политической системы, которая формально выглядит демократией, но не является таковой. Однако, как оказалось позже, дать таяра вкусить свободы оказалось ошибкой. Спустя годы начались волнения, произошло массовое распространение революционной литературы и революционных настроений.

В Йормитаре, на раннее утро 3-его даррхаза весны 431 аратула, во время очередного митинга, надзиратели приняли решение его разогнать. По неизвестной причине, отправленный приказ дошел до получателей иначе. Во время разгона митингующих было применено оружие, произошла паника, несколько таяра погибли, множество было ранено. Сразу после этого, казалось бы, началось затишье. До конца дня не происходило ничего, никаких акций протеста. Но только для того, чтобы в полночь вспыхнуть ярким пламенем, разнося пламя революции по всему Адомаю с поражающей скоростью. Казалось, это был заговор, большая половина вооруженных сил, имеющихся на архипелаге перешла на сторону мятежников, открыв свои арсеналы для всех мятежников. За одну ночь на огромной территории произошло множество событий. Весь Этари оказался под контролем сил мятежников: склады, ангары, радио-вышки, верфи. Стоило надзирателям отправить силы для попытки погашения восстании, ослабив влияние в отдаленных регионах — огонь революции разгорался в других, ослабленных отводом вооруженных сил областях.

Сам конфликт продолжался довольно большой срок времени. Однако, в 14-й даррхаз зимы, спустя долгие годы войны, освобождение Адомая завершилось. И, когда кончился сезон, зима 463 года, начался не только новый год, началась новая эпоха в летоисчислении, эпоха свободного от надзирателей Адомая, эпоха рассвета Таяра.

В новой эпохе же произошло многое: от банального передела власти на Адомае, создания КСА, поиска технологий и проектов надзирателей, до их использования. Объединения системы — захвата С’ранджира, колонизации планеты в системе Сии’Рахн-Ир, второго контакта с человечеством. Новая эпоха началась недавно и ей только предстоит обзавестись событиями, грустными и положительными, вписать в себя взлеты и падения, но теперь двигать вперед Таяра будут не надзиратели, а молодые, гордые и амбициозные личности, что родились свободными, гордо смотрящие вперед и вверх, на свое будущее.

В наши дни

Космическое пространство, принадлежащее КСА
Флаг Конфедеративного Содружества Адомая

Своя собственная исследовательская космическая программа принесла Таяра успех. Идет активная колонизация второго пригодного для жизни мира, а на галактической карте Таяра являются отдельным государством, а не миром. Идет бурное развитие промышленности, очередной технологический скачок. Таяра достигли уровня технологий человечества конца 22-ого века, начала 23-его.

С новым правительством все больше и больше Таяра становятся образованными, теперь с большим количеством ученых и инженеров и с нехваткой основной рабочей силы на Адомае. Первоначально полагаясь на другие расы в технологическом развитии, они теперь начали разрабатывать собственные технологии. Сельские районы стали более современными с помощью станций связи, многочисленных спутников связи на орбите и автоматизации.

Отношения с другими видами

  • Скреллы - интересная для Таяра раса, более старая, мудрая и технологически развитая, на государственном уровне к которым относятся с почтением и осторожностью.
  • Люди - многочисленные внутренние конфликты и распри в человеческом обществе не нравятся Таяра. Общество, повадки и традиции людей кажутся бездуховными.
  • ИПС - независимые роботы. Таяра не могут создавать таких продвинутых машин. Они могут быть разумны, но в любом случае бездушны.
  • Резоми - похожие на са'ров существа, говорят, когда-то они жили в космосе и у них была своя империя.
  • Дионея - совсем иные, они мирны, их интересует весь окружающий мир.
  • Унати - считаются дикими варварами в обществе Таяра. Нет прямых контактов.
  • Адхеранты - нет контакта.
  • Воксы - нет контакта.
  • ГБС - нет контакта.

Таймлайн

Эпоха Заката

  • 1 аратул - 1810 год — Падение форонового метеорита на Адомай. Начало первого года большого неурожая. Большинство сельскохозяйственных растений гибнут. Грунтовые воды отравляются, многочисленная гибель домашнего скота. Ужасные болезни губят обитателей планеты.
  • 7 ар — Первое появление надзирателей среди таяра. Они объясняют происходящее гневом духов. Начало распространения их культа.
  • 19 ар — Гибельные года неурожая кончились, распространение токсинов остановлено, зараженные территории начинают исчезать. Надзиратели объясняют это тем, что духи простили народы таяра. Однако все все ещё должны следовать указаниям Надзирателей, слушаться их, дабы избежать повторения событий в дальнейшем.
  • 41 ар — Культ надзирателей расширяется все дальше и дальше. Большая часть центрального материка так или иначе находится под их контролем.
  • 73 ар — Весь центральный материк подчинен надзирателям. Начинается расширение их влияния на другие области Адомая.
  • 92 аратул - 1866 год — Изобретение пороха.
  • 137 ар — появление посланников надзирателей среди тех, кто обитал на Архипелаге Эттари и дальних материках экватора. Используя яды, различные отравы они вызывают болезни, неурожаи среди Таяра.
  • 215 ар — Большая часть тех, кто живёт в относительно благоприятных районах Адомая подчинены надзирателям.
  • 311 аратул - 2000 год — Остаточное сопротивление подавлено. Все таяра, что живут на благоприятных территориях или поклоняются надзирателям, или мертвы. Силой, обманом, огнем или копьем — простые Таяра подчинены и оставлены без будущего.

Эпоха Ночи

  • 1 аратул - 2000 год — На Адомае больше нет тех, кто помнил себя свободным. Нет и их детей, и детей их детей. Потомки ранее свободных, ныне — рабы поклоняются надзирателям как богам. Таяра, объединённые надзирателями движутся вперед в своем развитии.
  • 3 ар — изобретение парового двигателя.
  • 12 ар — создан первый самолёт, пролетевший 712 метров.
  • 31 ар — изобретено электричество.
  • 37 ар — создание первого ДВС.
  • 51 ар — изобретен Телеграф.
  • 72 ар — создано первое радио.
  • 89 ар — Создание сети радиостанций и телеграфов.
  • 109 аратул - 2066 год — Таяра вывели на орбиту Адомая первый искусственный спутник.
  • 139 ар — Выведение на орбиту спутника-ретранслятора.
  • 181 ар — Прорыв в области робототехнике. Создание первых управляемых дистанционно роботов.
  • 199 ар — Создание первых автономных роботов, способных выполнять определённые сложные задачи.
  • 201 ар — Таяра вывели на орбиту Адомая первый орбитальный радио-телескоп и по совместительству радио-приемо-передающую станцию.
  • 223 ар — Обнаружены радиоволны, вероятно передающие данные, идущие из дальнего космоса.
  • 249 ар — Выведение на орбиту ещё четырёх спутников. Создание первой спутниковой системы связи.
  • 267 ар — Надзиратели создали орбитальную спутниковую группировку.
  • 297 ар — Создание первой орбитальной исследовательской станции.
  • 329 ар — Отправка первого дрона на С’ранджир.
  • 335 ар — Отправка дронов на орбиту С’ранджира. Создание спутниковой группировки.
  • 341 ар — Резкий технологический подъём. Получены технологии, позволяющие перемещаться в космическом пространстве.
  • 352 ар — Создание первого научного аванпоста на С’ранджире.
  • 357 аратул - 2217 — Основание автономной колонии на С’ранджире.
  • 370 ар — Удаленное исследование соседней звездной системы показало наличие планеты пригодной для жизни.
  • 382 ар — Создание сети малых автономных форпостов, предприятий добычи редких газов на С’ранджире.
  • 383 аратул - 2234 год — Первый контакт с человечеством.
  • 397 ар — Отправка первого исследовательского межзвездного корабля в соседнюю звездную систему.
  • 402 ар — Благодаря повсеместному внедрению новых технологий, большинство простых Таяра живут на уровне развития конца 20, начала 21 века человечества.
  • 417 ар — Принятие программ реформации общества. Первые попытки создания псевдократии.
  • 429 ар — Возвращение исследовательского корабля.
  • 431 аратул - 2263 год — Пламя восстания распространяется по Адомаю с огромной скоростью.
  • 463 аратул - 2282 год — Адомайский Конфликт завершен. Зверствующий режим надзирателей разгромлен, а все они — убиты. Второй контакт с человечеством.

Эпоха Рассвета

  • 1 аратул - 2282 год — Закончен раздел влияния на Адомае.
  • 3 аратул 17 даррхаз зимы -7 июля 2284 год - основание КСА.
  • 5 ар — На Адомае почти нет больше следов послевоенной разрухи. Города — восстановлены, памятники — воздвигнуты.
  • 8 аратул - 2287 год — Отправка исследовательских, научных и колониальных кораблей в систему Сии’Рахн-Ир.
  • 17 аратул - 2294 год — Основание колонии в системе Сии’Рахн-Ир
  • 38 аратул - 2305 год — Произведен первый тестовый запуск гейтвеев Замсиин-Ир-Сии’Рахн-Ир. Монтаж основных систем на каркас завершен, врата работают. Остается лишь закончить монтаж брони, обшивки и множества других не критичных, но необходимых для завершения проекта модулей.
  • 45 аратул - 2310-2311 года - Настоящее время.

Еда

Большая часть меню таяра состоит из разных видов супов и тушеного мяса, приготовленного из огромного разнообразия съедобной флоры и фауны. Большинство следующих блюд не попадают в эту категорию, что делает их особенными. Напитки же в целом также — схожи друг с другом, от соков разных растений до травяных настоек. Разница лишь в том, что в каждом регионе Адомая имеются свои травы, и от места к месту вкус этих напитков будет серьёзно отличаться.

  • Джун’Дарик — забродившая рыба, погруженная в соленое вино. Хотя родная рыба Адомая ещё не экспортирована, было обнаружено, что этот рецепт прекрасно работает с инопланетным видом, известной как «Космический карп».
  • Кахал’кет Аль’киха (Горный торт) — Простой торт с орехами Чар’ич и ягодами, и запеченный со специально обработанной ворванью Элу’а Эйл.
  • Джурл’Ма Тул’Креш (Сладкий суп) — очень сладкий бульон, приготовленный из свежего жира, мяса и Джурл’Ма.
  • Азураг’Ма («Голубая звезда» или «Лазурная звезда») — приготовленный сироп Джурл’Ма, которому придана красивая форма, усеянный хлопьями из орехов Чар’ич.
  • Ррааси — популярная еда таяра, названная в честь одноглазых рыб, используемых при её приготовлении. Слегка приправленный измельченной за’драа и подавался холодным на нагретой плите. Популярное благодаря клану Инадд, это необычное пряное блюдо стало любимым во всем мире. Ррааси находится в пределах нормы для человеческой вкусовой палитры, но из-за своей остроты оно считается весьма специфичным.
  • Эль-А’хум — тонкие ломтики Элу’а Эйл, закопченные деревом и листьями дерева Сану’дра. Полученный аромат несколько схож с ветчиной. Это мясо, как правило, употребляется в пищу с небольшим кусочком коры Сану’дра, а его компактность и удобство хранения делают это блюдо ещё популярнее.
  • Джурл-Ма’Туа — один из древних напитков Таяра, широко распространившихся по Адомаю. Это можно было бы назвать вином, если бы это не включало в себя то число различных пряностей, специй и приправ, какое оно включает в себя. И если для обитателей Адомая оно кажется приятным на вкус, то представители других видов, из-за непривычности к такому вкусу, могут быть очень шокированы тем что почувствуют, попади этот напиток им в рот. «Словно жидкий ад ползет сквозь мое горло, через рот к желудку» — сообщал о своих ощущениях один из выживших.

Язык

Одна из старых, послевоенных, газет таяра, на примере которой можно судить о их письмености.

Сиик’маас — традиционный язык на Адомае, и он изначально использовался при старом режимом рабовладельцев. Хотя на нем также говорят люди, они испытывают затруднения в произношении со словами, которые физически почти невозможны из-за человеческого строения речевого аппарата; S превращается в ш, и порою целые слова произносятся полностью неверно. Сиик’маас полностью речевой. Некультурно говорить на нем даже при тех, кто возможно его не знает, но имеет возможности знать.

Сиик’тайр — это неофициальный язык жестов, ранее используемый угнетаемым нижним классом. Он частично речевой, но в основном состоит из движений хвоста, что делает невозможным в использовании для человека или любого не-хвостатого существа. Считается довольно грубым говорить на этом языке c теми, кто не говорит на Сиик’тайр.

Сиик’Тая-Та’апа — один из древних языков, ныне почти неизвестных. Это тот язык, что был дарован таяра, по их вере, духами. Язык, нарекающий всё, что есть во вселенной, дарующий имена. Сейчас его знают немногие, а передается он от отцов лишь к своим сыновьям. Что известно о нём тем, кто его не знает лишь то, что он крайне глубок, сложен, прекрасен на слух и позволяет дать имя всему, что есть вокруг. У людей тоже был подобный язык ранее, и имя ему было — латынь.

Обратите внимание, что таяра растягивают звук Р из-за их анатомии.

Имена

Таяра склонны использовать в именах много Р, Н, М, Х, Ш, иногда с Г или Ж. Также в именах таяра часто встречаются несколько пауз, к примеру: Микам Джа’мка. Ранее считалось хорошим — иметь имя с определённым смыслом, глубоким содержанием. После того, как власть надзирателей распространялась по Адомаю и большинство древних традиций, как и знаний, были утеряны или забыты имена со временем становились короче и проще, чем были в более ранние эпохи.

Искусства

В течение длительного периода времени рабочий класс таяра был в подавляющем большинстве неграмотным. Таким образом, без надлежащего способа записи собственной истории, чувств и чего-либо подобного они часто использовали песни и мелодии для передачи таких идей и понятий. Поэзия и романы были для высшего класса. Среди тех, кто работал в каменной промышленности, скульптуры, созданные из льда и других материалов были альтернативой, в которой они могли бы заняться самовыражением.

Как бы то ни было, театр играл ключевую роль для обоих классов таяра. Во времена больших политических или экономических потрясений, зрительские места на играх, представлениях и, по мере развития технологий, кино продавались сравнительно быстро. В этих представлениях были и юмор, и драму и другие темы, которые оба класса могли понять и найти приятными, особенно рабочий класс. Не умея читать выдающиеся литературные произведения своего времени, пьесы, основанные на письменных сценариях, передавали им эти истории таким образом, чтобы не требовать понимания текстов. Зачастую эти акты также содержали музыкальные шедевры и мелодии, которые после использовались в народных песнях, которые рабочий класс предпочитал до революции. Со временем, совместно с развитием технологий широко распространялось искусство кинематографии, надзирателями для высмеивания проблем и отвлечения внимания от тех вещей, которые простым таяра были не нужны.

Из-за этой широко распространенной неграмотности письменные работы, как правило, считались вещами, созданными специально для высшего класса. Многочисленные бесценные литературные произведения были потеряны при сжигании книг и других письменных предметов после политических потрясений, которые произошли во время революции. Многие таяра возмущались существованию этих работ. Однако в последние годы можно сказать, что произошло небольшое возрождение литературы (в основном той, которая была принесена людьми и их корпорациями). Тем не менее, для большей части таяра устная традиция остается передовым методом передачи истории. Также нередко встречаются узко специализированные клановые гобелены или картины, содержащие записи событий одного поколения.

Единицы СИ

За минимальную единицу времени, как секунда у людей у таяра принята единица, которой именуется «Дрархи». Равен он приблизительно 1.08 секундам. Научных объяснений почему именно стольки равен Дрархи — достаточно, но наиболее популярным является абсолютно не научное объяснение. «Дрархи» — минимум времени, сколько нужно таяра чтобы успеть не только увидеть, но и среагировать. Помимо аналога секунды есть аналоги минут и часов, разумеется. Так, в «Сану» 100 дрархи или иначе 108 секунд. В аналоге часа - «Вамир»— 72 сану, а в подобие суток «Дархаз» - 36 вамиров.

За единицу измерения длины принят термин именуемый Йорн, при конвертации он будет равен почти 0.8 метра. В древних легендах упоминалось, что именно таким был шаг одного из ученых, изобретателей, лекарей, целителей таяра, живущего за сотни лет до порабощения Адомая. Уникальная историческая личность, считаемая духом-во-плоти в более поздние времена. Более крупной величиной длины является Кет'Чакх, равный почти 500 метрам. Принято это за единицу, к которой относятся как к километру. Используется при более крупных расчетах.

За единицу веса принято считать Жунрр-Чакх, равный приблизительно 0,9 кг. С этим все тоже достаточно просто, если насыпать зерна в самое обычное ведро, то будет там примерно 10 Жунрр-Чакх. По крайней мере так принято считать. В дальнейшем эта величина аналогичным образом скалируется. Например величина, которая будет уже ближайшим аналогом тонны, будет состоять из тысячи более меньших величин. Также и с аналогом грамма — в обычной единице веса содержится тысяча более меньших единиц.

Год у таяра называется аратул, в одном аратуле 74 суток - даррхаз, которые длятся по 36 часа - вамир. Минуты называются сану, а секунды дрархи. У них нет привычного отсчёта месяцев, год делится на четыре периода: зимний 31 даррхаз, осень и весна – по 16 даррхаз, лето - всего 11 даррхаз.

Религия

Религия на Адомае сильно разнится в зависимости от региона, из которого она происходит, и поэтому многие практики могут различаться между любыми двумя таяра на борту человеческого судна. Однако есть несколько общих черт, которые разделяются большинством верований Адомая.

Одним из ключевых элементов культуры таяра является то, что у них довольно слабые представления о концепции бога. Хотя и существуют различные сильные духи, нет ни одной сущности-создателя или действительно высшего существа. Таяранская вера традиционно утверждает, что вселенная была создана, когда изначальные сущности, обитавшие в Эфире, обнаружили то, что называлось Нексусом — центром и источником всей существующей в мире энергии. Это открытие привело к высвобождению ими его мощи, что позволило духам создать и формировать вселенную в соответствии с тем, что они считали нужным. Оставшаяся энергия сохранялась оставшимися духами, часть из которых становилась семенами жизни, что развивалась.

Эти духи взаимодействуют со смертными на личном уровне. Они всегда рядом и очень могущественны, они способны напрямую изменять сердца и мысли тех, кто слаб. Чтобы противодействовать этому, полагают таяра, смертные должны постоянно сохранять бдительность на случай любых духов, которые могут попытаться нанести им вред. Также считается, что защитные ритуалы должны соблюдаться на постоянной основе.

Возможно, вторым по важности элементом таяранского спиритуализма является вуаль. Эти вуали носят с заката шестидесятых суток со дня рождения и упоминаются на протяжении всей истории таяра. Затем, таяра меняют свои вуали в 21 день своего рождения, после того как кончится ещё сезон этого дня, и в 34 аратул жизни, но пропуская после дня рождения уже два сезона. Сегодня вуали гораздо более продвинуты, чем их старые вариации, и обладают голографическими дисплеями и возможностью переключения между активными режимами. Эти завесы существуют, чтобы защитить душу таяран, поскольку считается, что окна души-это глаза. Таяра обычно показывают свои глаза только близким друзьям, родственникам или близким. Насильное снятие вуали с таяран, без соответствующей замены, является очень серьёзным преступлением среди таяра и карается длительным тюремным заключением.

Магия и ритуалы-часть повседневной жизни среди всего населения. Ритуалы обычно включают уничтожение кислотой жертв для духов и черчение рун, которые используются для направления и хранения магической энергии. Применение магии может быть представлено чем угодно, от ритуалов призыва дождя, до чего-то столь сложного, как попытка заставить сердце остановиться издалека. Более сложные ритуалы потребуют больших жертв и больше времени, чем «простые». Что-то, что может вызвать или залечить раны, занимает немало времени.

Большинство магии включает в себя использование рунных камней или использование символов, выведенных на земле. Руны считаются гораздо более мощной формой магии, хотя процесс их создания требует прохождения камнями продолжительного кислого травления. Нарисованные руны, например, сделанные на земле или на предметах, предназначены для «слабой» магии, например, для лечения простуды или призыва удачи. Эти руны гораздо более распространены, чем более сложные варианты, и их можно часто наблюдать у таяра на людских станциях.

Многие таяра хранят небольшой знак, на который они или их близкие нанесли руны на привлечение удачи и здоровья. Эти амулеты могут принимать множество форм и размеров, но они почти повсеместно представляют собой небольшой предмет, который можно легко держать при себе. Отказ от этого знака — это метод объявления своей привязанности к другому, и это не то, что можно воспринимать легкомысленно. Кража подобного амулета может очень сильно расстроить таяран.

После смерти тела обычно сжигаются в больших бассейнах, наполненных маслами. Это делается, поскольку считается, что захороненное тело задерживает частицы души, тогда как горение освободит даже самые слабые частички от разрушенного тела и выпустит обратно в эфир, чтобы снова возродиться как новая душа. Эти ритуалы сложны, и семья и друзья собираются вместе, чтобы насладиться возрождением утраченной души таяран. В результате похороны кажутся странной смесью печали по ушедшим и радости, что они вернутся в мир с возрожденной душой.

Духи

У каждого на Адомае — своя вера, однако у многих верований есть много общего. Однако, существуют те духи, в которых верят и которых почитают во всех районах Адомая почти все таяра. Кто-то больше, кто-то меньше, по крайней мере о них почти все таяра точно знают.

  • Тая-А’аша-Та’апа — один из двух духов, что принесли семя жизни на Адомай, отец и прародитель всех таяра. Является добрым духом, что всегда поможет своим сыновьям. Все трудности жизни, что встречаются представителями таяра — являются испытаниями, что он сотворяет для них, чтобы доблестные сыновья его становились славнее и сильнее.
  • Тая-Мав’ава-Та’апа — одна из двух духов, что принесли семя жизни на Адомай, мать и прародительница всех таяра. Является добрым духом, что защищает своих всех дочерей. Пытается оградить их от напастей, любя, как родная мать.
  • Кирр’Нияр’Шамрра’Ширрра — один из добрых духов, тех, кто приглядывает за таяра окружая их своей заботой, помогая им по возможности. Несущая Огонь Указывающий Путь почитаема теми, кто отправляется в далекие края, так или иначе, уходя далеко от дома туда, где существует опасность для жизни. Ранее, столетия назад, она почиталась путниками, мореходами. В последние десятилетия о помощи её стали просить летчики, солдаты. Те, кто уходили из дома, чтобы защищать других, порой жертвуя собой. Прося о помощи её, те, кто просил, надеялись вернуться живыми и здоровыми.
  • Сарр’Жиррр’Шисша — дух, олицетворяющий судьбу. У каждого свой путь, и именно этот дух отвечает за все то, что встретят таяра на своем пути. Горе или радости, черные и светлые полосы жизни — прося его о покровительстве, наверное, можно добиться успеха в делах своих. Многие таяра почитают Плетущего Нить Судьбы, кто-то из страха, кто-то надеясь на счастье.
  • Мансш’Сира’Джамка’Ма — дух, почитаемый лекарями. Упрашивая о помощи Руку Заботы Простирающуюся со Звезд, лекари надеяться что смогут повысить шанс лечения тяжелораненых, или смертельно больных. Многие из тех, кому нужна медицинская помощь молят о помощи её, в надежде не умереть. Но помимо лекарей и больных её почитают и просто в повседневной жизни. Каждый, кто делает доброе дело, никому не вредящее, может рассчитывать на её поддержку. А сколько кулинарных шедевров было создано благодаря её поддержке — неизвестно. Но действительно много, наверное.
  • Т’Шира Цжерч’Саррка’Та-Пирка — злой дух, но все ещё почитаемый. Несущий Воздаяние — тот, кто карает таяра, с поводом и без. Никого он не защищает и почти никому не помогает. Почти. Но тот, в чьем сердце горит огонь, а в душе горит желание свершения мести, принесения кары — получит помощь от него. Он поможет принести наказание, месть другому, хитростью своей забирая две жизни — просящего и цели. Он поможет держать оружие крепче, биться яростнее и стрелять точнее. Когда кто-то сражается и умирает — он рад. Ему все равно, чья льется кровь, кто страдает.
  • Ширрпа’Нара Шам-Санка — дух, по верованиям Таяра, помогающий тем, кто разводит скот, собирает урожай, или сажает его. Одаряя земли Адомая своей помощью, делая их плодороднее он тот, кто кормит многих таяра. Фермеры часто задабривают его, просят о помощи, большем урожае. Или, в случае неурожая задабривают его сильнее, в надежде на урожай хотя-бы в следующем сезоне.

Социум

Таяра, почти не имея полового диморфизма почти имеют равноправие. В семьях зачастую главным является более инициативный, сильный. Среди таяра Адомая широко распространено моногамия, но не смотря на это полигамия не является чем-то порицаемым и иногда, но встречается. В большинстве случаев во главе семьи стоит муж, но на примере клана Хадхим можно увидеть что и жены могут добиться значительного успеха.

Если двое таяран находят друг друга, то они начинают сходиться, все больше времени тратя на совместное времяпровождение, адаптируясь к партнеру. Они стараются заниматься совместным отдыхом, творчеством и иными занятиями чтобы привыкнуть к своей второй части. Спустя долгое время убедившись в искренности своих чувств таяра заключают союз создавая семью и распределяя обязанности внутри неё.

В настоящее время каждый может жить так, как хочет, делать то, что хочет и добиваться того, чего хочет, но есть часть областей, доступ куда весьма и весьма ограничен для представительниц таяра. Они могут заниматься военной службой, но в мирное время добиваться значительного вертикального роста там не могут.

Дети до момента получения третьей своей вуали живут с родителями, не имея возможности покинуть родительский дом. И если после своего совершеннолетия представители таяра могут покинуть его и жить так, как посчитают нужным, то представительниц куда-либо отпускать сразу после пересмены вуали не принято.

Таяра почитают своих предков, гордятся ими. Любой таяран может рассказать многое о своих родителях, своей семье. Хранение памяти о своих предках — важное для таяра, от того и существует множество клановых гобеленов, зарисовок, пьес и рассказов, передаваемых из уст в уста. В результате, конечно, может быть так что подвиги и достижения будут преувеличены, однако мало кого это может волновать. Главное, что не преуменьшены.

Таяра по всему Адомаю чтут традиции предков, не нарушая главные заповеди свои. Исторически сложилось, что любое проявление мужеложства среди представителей таяранского спиритуализма считалось смертным грехом, последствием небрежного отношения к своей вуали. Злые духи, что проникали в телеса мужей, совращая их, не желали отпускать тела бедных таяра, извращая не только тела бедняг, но и души. Ради спасения бедолаг таяра были готовы на многое, и множество порабощенных злыми духами были сожжены, а души их, избавленные от бренного тела, отправлялись на перерождения. Злые же духи погибали, привязанные к смертным телам падших мужей.

Иерархия

  • Семьи большие, обычно состоящие из 5-12 таяра в «ближней» семье и 20-100 в «большой». Фамилии принимаются по отцовской стороне семьи, и для дальних родственников не редкость иметь ту же фамилию.
  • Кланы были жесткими союзами семей, основанных главным образом на оккупации и местонахождении, хотя это определение в современную эпоху стало более туманным, когда произошел переход от единого правительства к расколотым фракциям. Внеклановые отношения подталкивают кланы к созданию новых альянсов (и развитию генетического разнообразия). Неформально большинство кланов в наши дни считаются «подкланами», находящимися в союзе с одной из основных фракций, как описано ниже. Многие кланы непосредственно названы в честь ведущей семьи клана, но не все семьи в клане будут иметь одну и ту же фамилию. Таким образом таяран с фамилией Хади, вероятно, обладает немалой политической властью на Адомае. Член семьи Хайям, которая существует в клане Хади, также заслуживает уважения, но все равно склоняется перед кланом Хади.
  • Альянсы являются основными силовыми структурами на Адомае, а их границы очерчивают культурные регионы. После революции первые кланы, которые имели большую силу в побеждающей фракции, поднялись до исключительного уровня, а многие меньшие кланы собрались за более крупными. Хотя основные кланы якобы занимают большую часть суши, почти вся сила, приписываемая им, исходит из кланов альянса, который собираются под их знаменем и которые составляют основные «нации» Адомая. Чтобы продолжить описанный выше пример, таяран семьи Хайям будет смотреться спорно даже (с изменением в зависимости от личного семейного положения) по сравнению с членом семьи Вад’я из клана Вад’я, который находится в союзе с Хади. Как правило, ведущий клан рассматривается в альянсе как верхний, в то время как подкланы рассматриваются в альянсе как нижние, причем иногда даже с меньшими кланами под ними, хотя часто различие размывается после нескольких поколений.
  • Даже сегодня семьи таяра, хоть и отдаленно, но схожи с кастовой системой, существовавшей при Надзирателях.

Кланы Адомая

Жан-Хазан
Карта Адомая, на которой видны границы крупнейших кланов, отмечены наиболее крупные и значимые города.

В конце начала эпохи Заката, Жан-Хазан пытались дать отпор надзирателям, но проиграли. С честью уйдя, но обещая вернуться они покинули плодородные земли экватора и отправились на север. Надзиратели отправили за ними погоню, но нагнать не смогли. Спустя годы и годы, в эпохе Ночи надзиратели, не забывшие о беглецах отправляли на север поисковые группы, что должны были найти хоть следы беглецов, но все было тщетно.

А пока надзиратели искали их, они с годами, все дальше и дальше шли на север. Многие таяра погибли от холода, голода, но сильнейшие выжили. Наконец, спустя десятилетия путешествий, адаптировавшись к условиям, в которым они попали. В крае льда, пустоты, сурового ветра и мороза, при котором дыхание выпадает снегом они всё же сумели выжить. Если на поверхности жить было сложно, то под землей можно было не только выживать. Скрывшись под землей, обитая в полумраке, они сумели не только выжить, но и начать возрождение клана. Долгие десятки лет шло развитие, что-то было забыто и утрачено, что-то изобретено заново. Но благодаря желанию выжить и воли к борьбе они преуспели в этом.

Основав свой город, названный Ваа’Ши и развиваясь они не забыли о данной клятве. Вернуться и отомстить. В начале эпохи ночи, привыкшие к суровым условиям отправили первых шпионов, спустя годы вернувшихся с неутешительными новостями. Тогда же, постепенно, клан начал готовить первых своих эмиссаров, что должны были навсегда покинуть родные края, оправившись назад с великой целью. По Адомаю, в обитаемых его зонах, создавалась целая шпионская сеть, сотни сотен таяра образовывали различные хитрые комбинации, ячейки собирая информацию и передавая её в Ваа’Ши.

Прогресс не стоял на месте, появлялось электричество, радио. Многие таяра забыли язык своих давних предков, что давал имя всему сущему, но не они. Шифруя свои сообщения, маскируя их как помехи эмиссары Жан-Хазан исполняли свой долг, постепенно занимая нужные им места. Оставшиеся же в Ваа’Ши тоже готовились.

Когда пришло время — члены этого клана сыграли значимую роль в поднятии восстания на Адомае, используя свою хитрость, смекалку, ум и силу. И когда пришло время, они вступили в противостояние с силами надзирателей, отправив своих взращенных ледяными пустынями воинов.

В настоящее время, не смотря на все произошедшее клан владеет лишь двумя городами — Ваа’Ши и Налиаром, что отошел им после войны и стал столицей КСА, откуда и ведется руководство всей расой. Многие же таяра, исполнив свой долг, остались в тех местах, куда были направлены, полюбив их всем сердцем и найдя себе новую родину, более гостеприимную и родную.

Пока другие кланы заняты мелкими распрями, дележом территорий, или как Кайтам с Хади устраивают войну на С’ранджире, выглядящую к счастью лишь как взаимотолкание и гонки на планетоходах, или же как Назкийн — копанием в пепле и прошлом Жан-Хазан имеют более крупные и четкие цели которых и достигают распространяя свое влияние, как и КСА среди звезд. Вне территорий содружества выходцев из этого клана встретить трудно.

Типичные черты для Жан-Хазан является густой, пышный, мягкий мех, преимущественно белого цвета, черные тигриные полосы по всему телу, пышная грива, что представительницы клана собирают в хвост, а представители — сбривают и крупные зеленые, либо голубые глаза. Телосложением обладают они крупным, массивным и не менее крепким черепом. Также одна из отличительных черт то, что выживая в ужасных условиях, надеясь только на себя в них взыграли нотки независимости. Конечно, они знают о существовании духов, разбираются в этом, однако веры в духов у них нет. Они им ничего не дали, а все чего они добились было получено их тяжелым, кропотливым трудом.

Хади

Хади, будучи одним из древнейших известных кланов Адомая, примкнули к Надзирателям в первые десятилетия их экспансии. Именно они были основной силой Надзирателей, которая подчинила для них север и им было даровано право править теми землями. Однако со временем их достижения затмили другие кланы и семьи, из-за чего позиции клана внутри иерархии Надзирателей пошатнулись.

Но их славная история не была забыта и в 2234 году некоторым Хади было даровано участвовать в миссии наладить контакты с Человечеством, а затем и эксплуатировать импортируемую технику.

Во время оцифровки архивов клана Хади и реставрации древних манускриптов один из историков клана наткнулся на заинтересовавшие его свитки. В этих записях следовало что первые семьи Надзирателей прямо фальсифицировали свою связь с духами и проводили экспансию методами, которые даже по меркам древних времён были бы сочтены кровавыми изуверскими.

Решив использовать данную информацию для шантажа потомков данных семей, этот Хади вынес транскрипцию свитков и иные документы с собой из архива клана.

Далее след этих документов, а также нескольких иных свидетельств о контакте с Человечеством теряется. Известно лишь то, что прямые цитаты из них позднее будут обнаружены цензорами Надзирателей в трактате "Глядя ввысь", который будет быстро признан ими еретическим и запрещён.

Однако основные его положение: полное отрицание связи между Надзирателями и духами, свидетельства жестокого завоевания и порабощения других племён и кланов Адомая, наличие разумной жизни среди звёзд, а также якобы отчёты Надзирателей о том, что демократизацию общества необходимо срочно сворачивать - вот те семена сомнения, которые легли на благодатную почву.

Книгу пересказывали из уст в уста за семейным столом, на производстве, пока не видели наблюдатели Надзирателей. Автором же книги значился просто "Хади".

Несмотря на то, что клан Хади утроил усилия по уничтожению копий книги, между ними и остальными Надзирателями был вбит прочный клин.

В итоге восстания было уже не избежать и оно вспыхнуло по всему Адомаю, в рядах Хади образовался раскол между теми семьями, что хотят вступить в войну на стороне Надзирателей и те кто готовы бороться за СОА, в итоге сумев договориться весь клан выступил на стороне повстанцев.

В настоящее время клан Хади позиционирует себя как мост между другими расами и Адомаем, на его территории множество филиалов корпораций, так же они развиваются экономически, создавая различные холдинги, научно-медицинские лаборатории и иные объекты.

Таяра клана Хади что живут ближе к югу имеют хрупкое телосложение и мех серого цвета, те кто жили ближе к северу имеют густой белый мех, так же встречаются и те чья шерсть кремовая, рыжая или ореховых цветов.

Вад’я

Один из подкланов Хади, занимающий в списке одно из лидирующих мест. Сейчас ему принадлежит множество бизнес-центров, НВЦ, научных лабораторий, двигающих развитие КСА вперед. Благодаря своему ударению в прибыль и развитие, подклан почти полностью обеспечивает себя, принося также небольшую прибыль основному клану. Члены подклана, ослепленные своим технологичным превосходством и гордостью, они, зачастую, считают своим долгом иметь в своем теле как минимум пару имплантатов, либо протезов, дающих им преимущества в повседневной жизни. Они же и являются основным поставщиком крайне качественных, дешевых и приятных на вид протезов для тех, кто так или иначе лишился части своего тела. Также, они бывает устанавливают различные имплантаты представителям силовых структур клана Хади, так или иначе дающих им преимущества. Они же, получив технологию нейросети, позволяющую сохранять сознание начали процедуры её модернизации, адаптации и облегчения внедрения, что позволило многим Таяран на Адомае иметь веру в жизнь после смерти. Простым таяра доступны обычные их версии, лишь незначительно улучшенные, простота создания которых позволяет изготавливать и устанавливать их другим, менее технологически развитым кланам, но более продвинутые версии, как и всегда, они оставляют себе.

Хадхим

Малый клан, берущий свое начало от союза трех семей Хади - Хадхим, Рамир и Храш'Им. Таяра живущие в этом подклане занимаются логистикой, торговлей и производством судов разной направленности по всему Адомаю, даже на территориях Клана Кайтам, ведь формально они мало зависят от Хади.

Хадхим берут своё начало из Эпохи Ночи, когда молодая Нала Хади решила дать отпор вышестоящим по кастовой лестнице надзирателям и самой занять их место. Ожидаемо, Налу и её соучастников в заговоре казнили, а семьи, что были объединены под её влиянием, были сосланы на северо-западный остров на границах территорий Хади - Ан-Кет. Холодный климат для бывших южан оказался суров и беспощаден, многие погибли. Но те, кто остались, адаптировались и стали сильнее. Нехватка ресурсов и общая изоляция клана привела к медленному вырождению, побудившему островитян полностью положиться на торговлю - и тогда начали возводиться первые торговые суда. Как только было замечено, что семьи торговцев, возвращавшихся на остров, были здоровы, клан Хадхим начал организовывать крупномасштабную торговлю по всему Адомаю. Тогда же и появилась традиция, по которой молодой торговец из клана Хадхим возвращался на остров с новой женой или мужем из других земель - именно это и спасло клан от полного исчезновения. Несмотря на это, на Ан-Кет до сих пор есть потомки тех, кто пренебрегал этой традицией - вырожденные в течении многих сотен аратулов таяра с наследственными заболеваниями. Из за удачного местоположения поселения стали расти и образовали один большой город в честь названия острова - Ан-Кет. Это не было проигнорировано Надзирателями, и те взяли тотальный контроль над местностью, начав вводить репрессии на местное население вплоть до запрета торговли семьям. Когда грянул конфликт, Хадхим были первыми из Хади, что перешли на сторону повстанцев, и считается, что именно из-за их дипломатии Хади все же решились поддержать восстание.

В основном семьи клана Хадхим похожи друг на друга, их общая выделительная черта - светло-коричневый мех и бирюзовые глаза.

Джарр’Наш’Карр’Рри

Ранее, клан великих строителей, архитекторов и творцов, павших к ногам надзирателей и используемый ими для возведения различных дворцов, городов, статуй. Все время своего существования они что-то творили, строили. До надзирателей — свои прекрасные города, с приходом надзирателей, надев ошейники добровольно они творили шедевры для них.

За все время существования клана под контролем надзирателей они воздвигали для них города, статуи, восхваляющие их и неприступные цитадели, как казалось ранее. С началом конфликта когда их освободили они продолжили творить, но уже для СОА.

В настоящее время они принялись за космические и макроинженерные проекты, кажется, вкладывая саму свою душу в то, что творят. Именно этот клан начал как строительство двух гейтвеев, что соединят родную систему с соседней, где находится колония, так и различных внутрисистемных объектов, находящихся в системе Замсиин-Ир: верфей, шахтерских баз, заводов и форт-постов.

Телосложением выходцы этого клана не выделяются, они не могут похвастаться своими размерами, силой, или чем любят ещё хвастаться иные кланы. Их окрас, зачастую, не являются одноцветным. Основной цвет шерсти — белый, либо светло серый, сочетающийся с различными крупными пятнами иных цветов — коричневого, кофейного, рыжего или серого.

Ши’Сши

Клан таяра, издревле занимающийся сельский хозяйством: растениеводством и животноводством. Расселившиеся по центральным районам таяра, создавали большое число различных небольших деревень, по паре семей в каждой. Настроенные пацифистично, жили в единении с природой. Среди них было достаточно кулинаров, знахарей, агрономов.

Во время войны многие из них были зверски репрессированы надзирателями, однако после её окончания, не смотря на произошедшее, они не изменили своих взглядов. Особой связи между лидерами клана и таяра, составляющими его нет. Каждый живёт так, как считает нужным, большинство — в единении с природой. Они — свято чтят свои традиции, идя по стопам предков, сохраняя тот образ жизни, который вели до роковых дней.

Члены этого клана становятся либо теми, кто занимается сельским хозяйством, либо готовкой, либо уборкой, либо врачеванием. Не терпя насилие они держатся далеко от оружия, прекрасно зная, что оно делает. Типичными чертами для них является достаточно крупное телосложение, в совокупности с высоким ростом, темный, почти чёрный окрас и более короткая, гладкая шерсть. Такая пигментация связана с давними событиями, предшествующими приходу надзирателей. Их характер — мягкий, покладистый. Не смотря на свою кажущуюся грубость — он крайне добры и миролюбивы.

Кайтам

Изначально являясь выходцами с северных регионов Адомая, Кайтам был одним из тех немногих кланов, что попытались дать отпор надзирателям. Конечно, как оказалось — не успешно. Как и другие, гордящиеся своей силой выступили отдельно от других, посчитав что смогут справиться со своим врагом, но ошиблись. И проиграв были изгнаны на цепь южных, каменистых островов, образующих архипелаг Этари. Позднее изгонялись к ним на острова и иные таяра, так или иначе не понравившиеся режиму надзирателей. Ученые, или представители иных кланов, также продолжавших пытаться дать отпор.

Столетиями, сгоняемые туда образовывали различные общества, города, кланы, постоянно меняющиеся, объединяющиеся и делящиеся. Однако спустя время, не желая повторять ошибок прошлого они объединились под единым руководством, развиваясь и двигаясь вперед. Да, каждый остров оставался автономией, развивался так, как хотел местный лидер, но решения за весь клан Кайтам принимал вождь, что избирался после гибели, или отхода от дел предыдущего.

Находясь под контролем надзирателей, завися от них им приходилось делать много ужасных вещей, чтобы выжить. Из-за этого надзирателей там очень, очень не любили, что не мешало им жить в своих дворцах-крепостях, вместе с армиями приближенных, что должны были бы защищать их от угроз восстания.

К началу конца эпохи правления надзирателей численность членов клана кайтам достигала нескольких десяток миллионов таяра. Во время событий конфликта они внесли весомый вклад в борьбу, стянув на себя основные силы надзирателей, приняв первые, весомые удары и показав другим, что сопротивление возможно.

Во время восстания, надзирателям действительно везло, если они попадали к солдатам происходящим из любого другого клана. Потому что Кайтам пленных — не брали. Ну не сдавались им надзиратели, до конца сопротивлялись, или не совсем явно показывали что сдаются, почему и приходилось их забивать насмерть. Во время самого начала восстания, в ту ночь, когда на архипелаге Этари началось восстание, ни один из надзирателей, или их слуг не дожил до рассвета. По крайней мере свидетельств этого нет.

Сейчас Кайтам, на каждом из своих островов имеют по ЧВК, созданной из остатков подразделений СОА, ветеранов войны за освобождение. На островах нет контроля иммиграции, любой желающий может жить на территории клана, но стать его членом может только самый достойный. На островах, после конфликта один из самых высоких уровней преступности, не смотря на все попытки понизить его — не падающий.

На острове было много ученых, во время конфликта старающихся создать снаряжение, что спасало бы жизни солдат, оружия, что убивало бы врагов и военной техники, что могла бы помочь в борьбе. Не смотря на то, что война давно окончилась, они продолжают развивать те области науки, в которых совершили прорыв. Военная промышленность, генетика, химия — три основных столпа развития Кайтам.

Как было написано ранее, клан Кайтам состоит из множества более мелких частей, являющихся подкланами. Выучившие свои ошибки таяра осознали цену единства. Основной политический строй — военная диктатура. Все лидеры являются мужчинами, как более сильные и менее подверженными эмоциям. Вождь клана может избираться из каждого лидера подклана, но чаще всего им становится выходец из столичного острова, на котором воздвигнут город Йормитар, что является столицей клана.

Клан сейчас пользуется почти всеми технологиями, доступными таяра, кроме кибернетических. Протезы и имплантаты являются теми вещами, которые негласно запрещены. Конечно, бывают исключения, но благодаря сотрудничеству со скреллами и людьми проще изготовить тело, настоящую копию оригинального, после чего совершить пересадку мозга, чем жить в стальном, бездушном теле, не имеющем чувств и эмоций. Каждый имплантат, протез, являясь простым куском металла крадет частицу бессмертной души, убивая её. Единственное исключение — нейросеть. Она, наверное, опасности не представляет, единственная мертвая вещь, способная спасти душу, допускаемая к использованию лидером клана.

Типичными чертами для Кайтам может являться либо крупное телосложение, шерсть темно-серого или черного окраса, характерная для выходца с юга, с синими или желтыми глазами, либо рыжий, кофейный окрас, с зелеными глазами да хрупкое, компактное телосложение. Члены Кайтам — наиболее ксенофобно настроены, чем таяра из какого-либо иного клана.

Кхан-Схану’Дарр

Как и Кайтам — этот подклан пугает своей нелогичностью. Хаос и порядок, везде полно противоречий, разбираясь в которых можно понять, что вода в кастрюле на твоей голове закипела. Территориально клан Кайтам имеет своей территорией не только архипелаг Этари, но и южную часть прилегающих экваториальных провинций побережья, отошедших во время освобождения Адомая. Имея одной своей частью ледяные острова, а второй — теплые приятные берега, где даже зимой нет снега и льда, клан продолжает быть таким, какой он есть. Имея курс на прогресс, развитие, клан тем не менее избегает использования имплантатов и протезов. После получения технологии производства органических частей тела, те, кто ранее получали неживые, мертвые протезы с радостью заменили их на органику. Почти все таяра из клана Кайтам также крайне негативно относятся к подобным «усовершенствованиям», выходца из подобного клана, да ещё и имеющего протезы, либо, имплантаты встретить невозможно.

На севере территорий клана Кайтам все ещё высокий уровень преступности, в то время как на юге — почти отсутствует. В северной территории клана, на побережье континента зона крайне милитаризована. На карте клана отмечены те территории как «Кхан-Схану’Дарр».

Раньше, после окончания конфликта, контроль над территорией был доверен командующему одного из подразделений СОА. Будучи военным, он пытался управлять областью, данной под контроль, как военной базой.

После реформации и превращения части подразделений СОА Кайтам в ЧВК, эта же участь постигла сборное подразделение Кхан-Схану’Дарр, которое по контракту и обеспечивало бы оборону региона параллельно выполняя часть полицейских функций.

В этой области обязательную военную подготовку проходят все, с того возраста, как первый раз меняют вуаль до второго момента её замены. Кто-то лишь поверхностно, кто-то — углубленно. Ежегодно проходят различные учения, или иные спортивные мероприятия, в которых молодые таяра практикуют или улучшают свои навыки. Каждому, кто желает научиться чему, или стать лучше — оказывается поддержка в этом.

Но не только этим известен этот подклан. Трудно найти таяра, в доме которого не будет оружия. Вероятно, благодаря всему этому в регионе и поддерживается рекордно-низкий уровень преступности.

На территории этого подклана существует несколько поселков городского типа: Гора-17, Плато-71, Гора-92, Нами’Зисш, Ясшрри-Мав и Счирри-Кай. Первые три построены при крупных военных базах, космодромах и аэродромах, оставшиеся три являются административными центрами для районов, в которых упор направлен на сельское хозяйство.

Население, в основном, занято или в сельскохозяйственной сфере, либо в области производства и обслуживания оружия, военного оборудования и боевой техники. Учебные заведения имеются, но не самые лучшие. Различные околовоенные училища, инженерные техникумы, офицерские академии. Отсюда могут выйти множество летчиков, водителей, полевых медиков, операторов различного оборудования, но не более.

Назкийн

Родом из умеренных районов вдоль экватора, Назкийн первоначально был небольшой разношерстной группой разных семей, которые отбились от более сильных кланов во время восстания в попытке уйти от боевых действий. После того, как Рабовладельцы были свергнуты и пыль осела, группа объединилась в свой клан, стремясь дистанцироваться от конфликта между Хади и Кайтами вместо этого сосредоточиться на восстановлении культуры.

Два видных члена клана, Наджир Назкийн(ранее Наджир Вод’я) и его жена Рий’ака Назкийн(ранее Рий’ака Чакорр) увидели возможность дать своему клану политическую основу, чтобы их голос был услышан массами, путем формирования Иние-Ав’дхим (Коалиция восстановления), археологическая экспедиция по всей планете с целью восстановить артефакты, записи, любой клочок культуры до эпохи Рабовладельцев, который мог бы остаться, в надежде свести на нет культурный ущерб, нанесенный оккупацией Рабовладельцами.

Растущая благодаря слухам и первоначально финансируемая горсткой подкланов Кайтам, она стала крупнейшей археологической экспедицией в истории Адомая, привлекая членов со всех уголков мира, хотя, поскольку финансирование со временем истощилось, многие участники вынуждены были работать с различными человеческими корпорациями, чтобы финансировать экспедицию. Тем не менее, экспедиция продолжается, и хоть пока Назкийн не являются политическими игроками на уровне Хади или Кайтам, несколько важных культурных артефактов были восстановлены усилиями Коалиции, принеся Назкийн определённое уважение.


Назкийн был главной движущей силой так называемого движения «Сосуществование». Там, где изоляционистское движение подталкивает НТ к тому, чтобы полностью покинуть Адомай, цель движения Сосуществования заключается в том, чтобы Адомай и НТ существовали как близкие союзники, оставаясь независимыми фракциями. Они видят, что Хади в своей жадности может позволить чужакам взять под контроль Адомай и не беспокоиться о восстановлении культуры таяра, существовавшей до эпохи Рабовладельцев. Основной политикой Назкийн является культурный рост, в результате которого они сформировали Иние-Ав’дхим, являющаяся крупнейшей, наиболее масштабной экспедицией такого рода, чтобы найти информацию и артефакты, которые Хади ещё не архивировали, а Рабовладельцы не уничтожили.

Их позиция вызвала некоторые трения с Хади, особенно с представителями, склонными к экстремизму, которые видят какую-либо анти-НТ-политику как угрозу для Адомая. Несмотря на оппозицию, а в некоторых случаях и благодаря ей, движение Сосуществования стало широко известно, и статус Назкийн как создателей и попечителей Иние-Ав’дхим дал им прочный политический фундамент, поддерживающий их право голоса.

Развитие

Каждый клан, в основном отдает приоритет нескольким направлениям, разработкой которых занимается. Так сложилось исторически. Один клан, например, может лучше разбираться в дроностроении, информационных технологиях, тогда как другой клан будет более успешен в биологии, психологии.

  • Жан-Хазан — электроника, системы связи, гидропоника. Наиболее опытные в вопросах постройки подземных сооружений, таких как тоннели, шахты. Оборудование для подземной добычи минералов.
  • Хади — кибернетика, наноэлектроника, химия. Наибольший успех в создании протезов, материалов не отвергаемых организмом, имплантируемых устройств.
  • Джарр’Наш’Карр’Рри являются специалистами в областях строительсва. Микро и макроинженерные проекты, работа в космосе, систематика и логистика.
  • Ши’Сши — химия, селекция, ботаника, генетика. Если раньше представители этого клана были непревзойденными знахарями, лекарями знающие многие секреты природы, то теперь они сами их и пытаются создать.
  • Кайтам — электроника и оборудование повышенной живучести, химия, нефтепереработка, работа с радиоактивными материалами, генетика. Наиболее приоритетные направления — военные, либо назначения двойного направления.
  • Назкийн — археология, психология. Соответственно, помимо этого почти ничем не занимаются. Однако являются наиболее опытными, успешными и прославленными археологами.